Как сделать логопедические пособия для дошкольников своими руками

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы»

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

Коллекция развивашек для развития мелкой моторики

1. Игра своими руками для детей из коробки и трубочек

Очень легко сделать своими руками за 10-20 минут.

Материалы: коробка из-под обуви и набор трубочек.

Сделайте отверстия на дне коробки и раскрасьте их разноцветными маркерами по цвету трубочек.

Готово! Развивашка для малышей готова! Ребенок будет с удовольствием играть каждый день по 20-40 минут в день, развивать мелкую моторику, запоминать цвета и знакомиться с новыми предметами.

2. Игра-развивашка для малышей 3-4 лет

Легко сделать своими руками.

Материалы: разноцветные крышки от бутылок и карточки.

Сделайте карточки с кружочками определенных цветов. Теперь на каждой карточке нужно разложить крышки по цвету. Если у вас 2 ребенка, играйте на время и обязательно поощряйте выигравшего и поддерживайте проигравшего малыша.

3. Развивашка для малышей 2-4 лет своими руками

Время на изготовление — 10-15 минут.

Материалы: цветная бумага, альбомные листы, клей, канцтовары.

Нарисуйте или наклейте кружочки разных цветов на бумажном листе. Сделайте полоски из бумаги разных цветов. Готово! Дети должны наклеить концы полосок в кружки, подходящие по цвету.

4. Игрушка Лабиринт для развития моторики

На листе А4 или картоне нарисуйте или наклете лабиринт. Раскрасьте. Теперь ребенок своими пальчиками должен дойти до конца лабиринта. Дети очень любят эту игру!

5. Игра для малышей из трубочек

Материалы: трубочки и основание от рулона туалетной бумаги.

На основании валика туалетной бумаги сделайте кружочки по размеру трубочек. Готово! Получается за 7-10 минут! Теперь малыш должен вставить трубочки от отверстия валика. Развиваем мелкую моторику и учим цвета.

5. Игра своими руками из прищепок и коробки

Сегодня строим домик из прищепок. Каждая стена должна быть определенного цвета. Ребенок должен прицепить прищепки по сторонам коробок определенных цветов. Развиваем внимательность, логику, мелкую моторику и хорошо проводим время!

6. Развивашки с палочками, повтори рисунок

Нарисуйте на бумаге образцы, что должен сложить ребенок из палочек. Игра развивает не только подвижность пальчиков, но и логическое мышление.

6. Игра настолка своими руками «Лабиринт»

Сделайте лабиринт из материала или бумаги, как показано на рисунке. Можете, кстати, нарисовать лабирит самостоятельно яркими красками или фломастерами. А теперь малыш должен провести через этот лабиринт шарик, мелкую игрушку, пуговку. Очень увлекательная развивашка на моторику, логику, мыслительный процесс.

8. Самодельная игра-развивашка из макарон-трубочек

Простая игра, когда не знаешь чем занять ребенка. Наклейте на листе крупные макароны и провденьте веревочку. Ребенок должен вдеть шнурок в макароны, чтобы получился красивый рисунок. Можете заранее нарисовать схему для малыша, по которой нужно вдевать шнурок. Эта игра веселая, займет малыша более, чем на 20 мин. Развивает логику, мелкую моторику, хватательный навык.

9. Развивашка на моторику пальчиков для малышей

Сделайте аппликацию божьей коровки или яблочка, как показано на рисунке. Наклейте к изображению пробки как на фото. Теперь малыш должен украсить фото, провдев шнурок в эти пробки-завитушки.

10. Игра-развивашка для детей 3, 4, 5 лет на изучение букв.

Сделайте обозначение букв на прищепказ и коробке, как показано на фото. А теперь ребенок будет искать соответсвие букв на коробке среди прищепок. Когда он найдет нужную букву, пусть он назовет ее. Вы также можете использовать эту развивашку на изучение слогов. Напишите на коробке слоги и малыш будет искать нужные буквы и читать слоги.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

С детьми средних и старших групп детского сада игры можно смастерить своими руками. Для создания подойдет подручный материал, а инструментарий есть в каждом доме и детском саду:

  • бумага (плотная);
  • цветные карандаши;
  • принтер (цветной);
  • клей;
  • ножницы;
  • журналы с картинками.

Набор «Бежит-бежит»

Дидактические игры по развитию речи для старшей группы

Набор картинок для активизации глагольного словаря «Бежит-лежит» предназначен для расширения словарного запаса и развития навыков правильного использования глаголов. 27 картинок делятся на 2 типа: парные изображают людей и животных, совершающих какое-либо одно действие, и непарные (людей, совершающих действия, характерные только для человека). Набор легко смастерить своими руками, используя вышеперечисленные инструменты и материалы.

Применяют и сказку с помощью игрушек. Ребенок учится вместе с персонажами любимых сказок.

Обратите внимание! Задачей игры является развитие творческого и ассоциативного мышления, памяти и расширение словарного запаса. Используют игрушки, сделанные своими руками

Детям дается задание сделать персонажа любимой сказки из бумаги или других материалов (ткань, глина). После того как игрушки готовы, дети выбирают себе один из персонажей и пересказывают своими словами его роль в сказке.

Мнемотаблицы

Мнемотаблицы — это специальные картинки, где для определения конкретного слова или словосочетания, схематически изображается объект, ассоциирующийся с ним. Применяются для развития зрительной и слуховой памяти, ассоциативного мышления и связной речи. Преимущества использования:

  • Информация о словах привязывается к зрительным образам и звукам.
  • В мозг ребенка одновременно поступают несколько сигналов из разных источников: слух, зрительные, тактильные.
  • Сигналы объединяются, создавая в мозге сложные нейронные связи и единый образ, облегчая процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
  • Ребенку достаточно вспомнить один из элементов ассоциативного ряда, чтобы мозг воспроизвел цельный образ.

Нужны ли консультации по логопедии для родителей в детском саду

Обратите внимание! Изготовление мнемотаблиц не требует особых навыков и талантов. Достаточно подобрать слово или предложение и изображения, наглядно иллюстрирующие их

Эти изображения объединяются в один пошаговый слайд (склеиваются в правильной последовательности).

Пример мнемотаблицы

Обратите внимание! Игра «Расскажи сказку по картинкам», это яркий пример использования мнемотаблиц. Суть: детям показывают мнемотаблицы с иллюстрациями детских сказок, а малыши своими словами описывают происходящие действия

Карточки со сказками можно скачать в сети и распечатать.

Лучшие настольные игры для детей 6-7 лет

Популярны:

  • «Кармашки с сюрпризом». Цель: формирование и совершенствование тактильных ощущений и восприятия, закрепление умений узнавать предметы на ощупь и называть их вслух, развитие мелкой моторики рук и внимания в младших группах. Суть: в кармашках, которые легко сшить из обрезков ткани, прячут картинки с выпуклыми буквами и цифрами. Задача ребенка: достав из «кармашка» картинку, на ощупь точно определить и назвать букву или цифру, изображенную на ней.
  • Серия мнемотаблиц «Времена года». На таблицах изображены времена года, их можно подписать строчками из стихов. Дошкольники учат названия времен года, тренируют память и расширяют словарный запас.
  • «Найди лишнее в картинках (4-й лишний)» — игра по развитию речи в подготовительной группе своими руками. Цель: развитие логического мышления у дошкольников. На картинках изображены 4 объекта (животные, растения, предметы), один из которых явно не подходит для ассоциативного ряда. Задача ребенка: не только определить лишнее, но и логически объяснить, почему.

Обратите внимание! Таким образом, игровая деятельность оказывает ключевое влияние на развитие речи у дошкольников

Важно с детства тренировать малыша

Игра: назови ласково

Игра «Назови ласково» показывает уровень грамматического развития детей, способствует расширению собственного словаря и художно-эстетическому развитию ребенка, поэтому она так популярна. Суть игры состоит в том, что педагог под контролем логопеда произносит фразы:

  • Цветок желтый, а цветочек… Ребенок отвечает: «желтенький»;
  • Груша вкусная, а грушка… Вкусненькая;
  • Кошка пушистая, а котенок… Пушистенький;
  • Торт сладкий, а тортик… Сладенький.

Придумайте больше таких фраз, чтобы работать с детьми дольше. Под контролем логопеда игру проводить эффективнее, чтобы контролировалась правильность речи.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети активно познают окружающий мир через речь, уже понимают сюжетно-ролевые игры. Звукопроизношение полностью сформировано, ребенок использует сложные предложения и делится своим мнением и впечатлениями с окружающими. В этот возрастной период нужно работать над:

  • развитием грамматического строя;
  • развитием диалогической речи;
  • умением составлять короткие рассказы по картинке;
  • соотнесением образа буквы и звука.

Просите малыша описать предмет, который вы ему показываете или какая на улице погода. В этом возрасте с детьми активно играют в сюжетно-ролевые игры, потому что они улучшают их коммуникативные навыки. Темой таких занятий является не просто отработка лексического материала, но и улучшение диалогической речи. На этапе автоматизации используйте фразы с отрабатываемым звуком.

Детям 4-5 лет предложите не просто объединить предметы по одинаковым внешним признакам, но и по их назначению. Ребятам этого возраста интересно собирать картинки, только они должны быть сложнее. В этот период начинают изучать алфавит, поэтому предложите собрать картинку с изображением изучаемой буквы. С этой целью можно делать аппликации из природного материала.

Используйте в занятиях такие дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»;
  • загадки;
  • «Подбери нужное слово»;
  • «Закончи предложение»;
  • «Поймай звук».

В словесных заданиях уделяйте внимание развитию грамматического строя. Ваша задача − научить дошкольника составлять сложные предложения

Вначале предложите ему закончить его, потом взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить вторую часть предложения. Следите за тем, чтобы слова были согласованы в роде, числе, падеже.

Потренировать склонение по падежам можно при помощи дидактической игры «Закончи фразу». Взрослый: «Я даю конфету кому?». Ему отвечают: «Бабушке». Или: «Кошка убегает от кого?» − «От собаки». Дети 4-5 лет начинают активно использовать в речи прилагательные. Подбирайте игры, в которых ему нужно называть похожие признаки, отрабатывайте не только антонимы, но и слова-синонимы.

Для улучшения дикции используйте скороговорки, частушки, чистоговорки

Для нормального речевого развития важной составляющей являются фонематические процессы

Тренируйте слуховое внимание и восприятие дошкольника, включите в картотеку игры на развитие звукового анализа слова

Особенность занятий с детьми 4-5 лет − умение найти баланс между игровой и учебной деятельностью. Дидактический материал должен носить больше образовательный характер, подготавливать ребенка к овладению грамотой.

Примеры дидактических игр

«Помощники»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Цель − научить малыша образовывать глагол множественного числа. Взрослый показывает игрушку, говорит, что это их гость и предлагает малышу придумать имя. Ему говорят, что у игрушки есть помощники и показывают части тела/туловища. Малыш называет их, а взрослый предлагает сказать, что помощники умеют делать (руки рисуют, берут, гладят и т. д.)

«Кто как говорит»

Цель − научить произносить гласные с согласными и использовать интонацию. Взрослый показывает малышу игрушки или картинки с животными и их детенышами. Он спрашивает, как кто говорит и уточняет, что детеныша нужно изображать тонким голоском. Перед проведением игры покажите животных и опишите их.

«Найди ошибку в рассказе взрослого»

Задание для детей 4-5 лет. Цель − развитие слухового внимания, восприятия. Используйте игрушку, чтобы занятие было интереснее для детей. Взрослый просит малыша внимательно слушать рассказ. Если он услышит ошибку, поднимает руку и поправляет. Например, «Кошка ест конфету». Малыш отвечает: «Неправильно, потому что кошки едят рыбу».

«Доскажи словечко»

Для занятий с ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов. Цель − научить четко произносить звуки, автоматизировать их в слогах. Взрослый предлагает досказать словечко: РА-РА-РА − начинается… (игра).

Дидактические игры используют не только для занятий с дошкольниками, не имеющих речевых нарушений. Если у ребенка есть задержка речевого развития, такие задания помогут сделать коррекционную работу эффективнее. Дидактические игры для детей на развитие речи − это не просто развлекательный занимательный элемент занятия, а поддержание интереса к процессу обучения.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.

Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.

Мишка и шишки

Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).

Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.

После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.

Кукольный театр

Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.

Магазин Ткани

Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья

Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет

Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.

Вспомним слоган «Сделай сам»!

Выбирая идеи для игр, берем за основу испытанное веками, как шахматы, или оригинальную придумку из Интернета, вносим свою изюминку. В создание самоделки можно и нужно включать своё, семейное, личное – имена, события, даты, увлечения, в этом отличие от «магазинной» вещи и особая прелесть.

Придать поделке не менее привлекательный вид, чем у профессионального изделия, помогут современные средства: яркие краски, фломастеры, разные виды бумаги. У многих есть цветной принтер, казалось бы: распечатай и играй. Можно и так, но лучше использовать распечатки как материал для творчества и источник вдохновения.

Игры на звуковую культуру речи

Развитие звуковой культуры – это важная составляющая детского развития. Оно помогает малышу различать звуки и слова, правильно произносить предложения и формулировать мысли. Игры на звуковую культуру:

  • Имитируйте голоса животных. Предложите детям угадать животное по звукам, которые оно издает. Поменяйтесь с ребенком ролями.
  • Шепните на ухо ребенку, который сидит первый в линии, название любого предмета в комнате. Он передает это слово по цепочке, а последний малыш в линии встает и показывает на предмет.
  • Спросите ребят, на чем можно ездить. Они перечислят: машина, автобус, трамвай и т. д. Также спросите, на чем можно летать, что можно есть, где можно гулять и т. д.

Дидактические игры – это универсальный метод развития детей дошкольного возраста. Проводите их регулярно, и малыш не будет испытывать трудностей в школе.

Дидактическая игра по развитию речи с помощью тактильных карточек

Сенсорное восприятие материал во времядидактических игрс малышом дает отличный результат. Наклейте на плотный картон ткани разных фактур и цветов. Можете собрать радугу, можете сделать просто разные цвета. Обыграйте карточки по своему усмотрению.

Задача малыша состоит в том, чтобы беря в руки карточку и трогая ее, они называют цвет и свои ощущения. Ткань может быть бархатистой, жесткого плетения, меховая. Возможно сделать два вида карточек и собирать их как лото. В данном случае все зависит от вас и ваших задач. В любом случае рассказывая про каждую карточку малышу вы сможете разнообразить его речь и восприятие окружающих его предметов.

Для деток постарше вы можете сделать из различных материалов на картоне цифры или буквы. Кстати, именно за счеттактильных карточек буквы и цифры рекомендуют изучать по методике Монтессори. Их можно сделать самим, а можете приобрести готовые наборы. В данной дидактической игреваш малыш развивает навыки счета, изучает буквы и может искать картинки совмещая их с той буквой, с которой начинаются эти слова.

Роль

Известно, дети любят играть. Игры занимают большую часть их активной деятельности. В играх малыш познает мир и себя, приобретая новые навыки общения и развивая речь. Важная роль отведена сюжетно-ролевым играм.

Дидактические игры

Суть сюжетно-ролевых игр в том, что малыш примеряет на себя разные социальные роли. Выполняя задания, дети взаимодействуют и общаются друг с другом в форме диалога

Сюжетно-ролевые игры помогают научится с 2-3 лет самостоятельно совершенствовать навыки общения, тренируют память, внимание, воображение и имеют прямое влияние на развитие диалогической речи

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей

Мелкая моторика рук влияет на развитие правильной речи. Доказано, что речевой аппарат развивается под влиянием импульсов, поступающих в мозг от нервных окончаний кончиков пальцев. Развитие моторики считают одним из основных средств по формированию грамотной и правильной речи. Разработан целый комплекс упражнений для тренировки мелкой моторики рук. Одним из них является пальчиковая гимнастика.

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи

Упражнения пальчиковой гимнастики оказывают прямое влияние на развитие речи у детей, потому что импульсы, поступающие из нервных окончаний на кончиках пальцев, стимулируют участки мозга, отвечающие за речь.

Важно! Родителям необходимо знать, что пальчиковой гимнастикой с малышом можно заниматься, начиная с 3-4 месяцев, так как в 2-3 года уже будет поздно. Упражнения помогают равномерно развивать правое и левое полушария мозга

Правое отвечает за образное мышление, левое за воспроизведение слов, обозначающих конкретный объект

Упражнения помогают равномерно развивать правое и левое полушария мозга. Правое отвечает за образное мышление, левое за воспроизведение слов, обозначающих конкретный объект.

Пример пальчиковой гимнастики

Обратите внимание! Чтобы речь не отставала от формирования мыслей, необходимо использовать пальчиковую гимнастику

Картотека дидактических игр по ФГОС

Примеры интересных настольных игр:

  • «Один-много». Возраст: 4-5 лет. Цель — обучить детей образованию множественных чисел и употреблению слов в родительном падеже, подбор определений к словам и обучение означающим действие. Материал: карточки с картинками предметов. Суть: показывают карточку с рисунком и задают вопросы об изображенном на ней предмете, а малыши отвечают.
  • «Где чей дом». Возраст: 5-6 лет. Цель: развитие речи, памяти, образного и логического мышления. Материал: 2 типа картинок: с изображением животных и жилищ животных. Суть: карточки распределяются среди детей поровну, а потом они ищут правильную пару к своим картинкам.

Технологии развития связной речи у дошкольников

Дидактические пособия своими руками для детского сада

Дидактическое пособие «Лукоморье»

Направлено на развитие психических функций и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Содействовать формированию познавательных процессов — восприятия, памяти, внимания, мышления, речи.
  2. Способствовать развитию точности движений пальцев рук.
  3. Побуждать ребёнка работать по инструкции педагога.
  4. Способствовать развитию эмоциональной сферы и формированию коммуникативных навыков ребёнка.

Категория участников: дети с 4-7 лет.

Форма работы: индивидуальная и/ или подгрупповая.

Пособие полифункционально, его можно разместить в любой зоне группы, можно применять как вертикально, так и горизонтально.

В горизонтальном положении одновременно может быть задействовано до восьми человек. Можно создавать единую картину, работать на разных частях пособия в разных направлениях. В пространстве кроны могут работать сразу несколько детей. При работе с пособием соблюдается принцип обучения от простого к сложному.

Пособие выполняет несколько функций: обучающую, развивающую, коррекционную и диагностическую.

Работа с пособием выстроена по принципу развивающего обучения. Видя пример старших детей, младшие — более легко осваивают программный материал. Возможность во время занятий обмениваются мнениями и впечатлениями, позволяет получать разносторонние знания детям. Работая в парах, старшие дети обучают более младших.

С помощью пособия можно оценить уровень знаний и умений детей, сформировать подгруппы детей с учетом умственных и психологических особенностей и спланировать занятия с различным уровнем сложности.

Работа с дидактическим пособием в подгруппе проводится по принципу командной игры, тем самым формируя чувство ответственности и желание помочь друг другу. Старшие дети стараются быть примером для младших — показывают свои знания, навыки, способы выполнения заданий. Что позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение, что вместе легче решаются любые задачи.

Пособие позволяет диагностировать эмоциональное состояние детей в начале занятия и в конце, уровень самооценки, особенности оценивания сверстниками друг друга и совместного труда. Пособие способствует развитию эмоциональной сферы и формированию коммуникативных навыков дошкольников.

Работа с дидактическим пособием позволяет педагогу найти индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом желаний и интересов самого ребенка. Пособие можно применять для коррекции психических процессов у дошкольников, оно способствует развитию воображения и творчества.

Начало занятий я предлагаю начать с введения:

Ребята, я приглашаю вас в волшебную страну «Лукоморье». Здесь всё можно сделать самому. Самому сплести из ниток, резиночек и шнурочков солнышко, тучки и даже дерево. Дерево не простое, а волшебное! И растут на нём не листочки, а геометрические фигурки, картинки, камушки и даже настроения. Вот какая необыкновенная страна! Предлагаю скорее отправиться в волшебное путешествие.

Занятие можно начинать с ритуала вхождения. «Посмотри на нашу страну. Чего здесь не хватает? Правильно. Нет кроны у дерева. Давай её сделаем сами. Возьмём волшебный клубочек и чудесной нитью сформируем крону нашего дерева». Педагог показывает, как надо работать, и ребёнок продолжает самостоятельно. Если это несколько детей, то каждый участвует в формировании кроны по очереди. После 2-3 занятий детям предоставляется возможность сформировать крону по своему желанию.

Перечень игр: Какой фигуры не стало. Какой картинки не стало. Найди лишнюю фигуру. Найди лишнюю картинку. Продолжи ряд. Назови одним словом. Разложи по размеру. Назови соседа. Сделай по инструкции. На какую геометрическую фигуру похож камешек. Заполни геометрические формы. Выложи геометрическую фигуру из частей. Выложи контур фигуры. Ориентация в пространстве. Слова наоборот. Непохожая фигура. Волшебные резиночки. Волшебная нить. Заполни форму. Моё настроение. Изобрази эмоцию. Замени эмоцию. Собери эмоцию. Дерево дружбы.

Это лишь небольшой перечень игр, которые можно применять с помощью пособия «Лукоморья» и педагоги могут расширить область его применения.

В целом дидактическое пособие «Лукоморье» способствует гармоничному всестороннему развитию детей разновозрастной группы.

Игры на развитие речи для детей 6-7 лет

На седьмом году речь дошкольника становится более развернутой, точной в структурном отношении, логически последовательной. Дети постепенно осваивают нормы литературного произношения

Скоро в первый класс, и важно, чтобы сформировалась речевая готовность к школе. К началу учебного года у дошкольников 6-7 лет должны быть сформированы предпосылки освоения письменной речи – грамоты

1.«Размножение слов». Интересная игра развивает умение подбирать слова на заданную букву.

Назовите ребенку любое слово, например, «зебра» и предложите назвать животных на каждую букву слова «зебра»: зубр, енот, буйвол… Если в игре принимает участие несколько детей, то можно внести соревновательную нотку: за каждое правильно подобранное слово давать фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

2.«Начерти в воздухе». Цель: развитие зрительного и пространственного представления букв, развитие произвольного внимания.

Предложите ребенку взять в руки виртуальный мел и написать буквы М, А, У…Остальные участники игры должны их отгадать. Когда дети успешно попрактикуются, можно перейти к воздушному «написанию» простых слов.

3.«Противоположные слова». Цель: закрепить у детей понимание слов-антонимов и учить их подбирать.

Назовите ребенку слово и предложите ему найти противоположное по значению. Например, ночь-день, черный-белый, большой-маленький…

С помощью предложенного материала можно пополнить картотеку игр, в которые рекомендовано играть не только дома, но и в дороге, на отдыхе, в гостях, так как для них не требуется особой подготовки. Игры как средство развития речи помогут развитию артикуляционного аппарата ребенка, фонематического слуха, звуковой культуры и подготовят его к овладению письменной речью.

«Кто где живет?»

Возраст детей – от 2-3 лет – легкие задания с 2-3 условиями, 4-7 лет – задания более сложные.

Задачи игры:

— развитие словесно-логического мышления — отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках, с помощью которого устанавливаются отношения некоторого вида предметов к другому виду предметов;
— с помощью словесно-логического мышления можно формировать умение рассуждать, делать выводы из этих суждений;
— развивать умение сопоставлять несколько суждений; формировать и совершенствовать умения делать выводы, планировать решение задач, анализировать условия задач;
— развивать у детей внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.
Материалы и оборудование: фигурки героев Фиолетового Леса; детали игр «Фонарики», «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Чудо-соты». Предварительная работа: игры детей с развивающими играми, составление различных моделей, по образцу, по описанию, по собственному замыслу; обсуждение из каких деталей состоит каждая модель предмета, каким может быть тот или иной образ предмета; какими могут быть различные дома, из чего их можно построить, кто может в нем жить (Слон Ляп-Ляп или Гусеница Фифа) и почему

Предварительная работа: игры детей с развивающими играми, составление различных моделей, по образцу, по описанию, по собственному замыслу; обсуждение из каких деталей состоит каждая модель предмета, каким может быть тот или иной образ предмета; какими могут быть различные дома, из чего их можно построить, кто может в нем жить (Слон Ляп-Ляп или Гусеница Фифа) и почему.

Игровая ситуация:

Жителям Фиолетовом Лесу надоело жить в своих домиках и они решили поменяться домами. Так они менялись несколько раз и совсем запутались, где же чей домик.
— Ребята, давайте поможем нашим друзьям вернуться в свой родной дом.

1 вариант. Берутся любые 2 героя (например, Малыш Гео и Ворон Метр) и любые 2 простые геометрические фигуры из игры «Фонарики» — домики из квадрата и треугольника – красный и синий. Воспитатель спрашивает детей:
— Малыш Гео живет в синем домике. Где живет Ворон? (в красном домике);
— маленький и большой домики. Малыш живет в большом доме, где живет Ворон? (в маленьком домике);
— домики, построенные из деталей любой игры — «чудо-головоломок» – дома одинаковые по форме (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал) и размеру (большие или маленькие), но разные крыши и окна. Выбор из двух вариантов – крыша — маленькая или большая, полукруглая или треугольная, окна – два разных варианта из «Чудо-сот», «Чудо-крестиков 1, 2, 3».

Различные варианты заданий с использованием геометрических фигур разного размера, цвета, отделки (окна, крыши).

2 вариант.

Берутся 3 героя (Пчелка Жужа, Мишик, Гусеница Фифа) и 3 разных дома.
Для домов выбираются разные геометрических фигуры, различные по форме и размеру: должны быть 2 разные формы и 2 размера – большой квадрат, маленький квадрат, большой треугольник.

Условие: Мишик живет в большом домике, Жужа живет в треугольнике. Где кто живет?
Размышления: Мишик живет в большом доме – значит, это могут быть или большой квадрат или большой треугольник. Но, так как Жужа живет в треугольнике, то Мишик может жить только в большом квадрате. Остался маленький квадрат для Фифы.

Условия могут включать в себя отрицание – не квадрат, не большой.

Дома те же. Жужа живет не в квадрате — значит, в треугольнике. Фифа живет не в большом домике – значит, в маленьком квадрате. Мишик живет в большом квадрате.

Вариант 3.

Берутся 3 дома: 1-й и 2-й — одинаковые по форме, 3-й — другой по форме; или 2-й и 3-й — одинаковые по отделке (крыша, окна, дверь, труба на крыше), 1-й – отличается от них по отделке дома.

Условие. 1-й дом – квадрат с одиночным окном, 2-й дом – квадрат с двойным окном, 3-й – прямоугольник с одиночным окном. Мишик живет в квадратном доме; Жужа живет в квадратном доме; Жужа живет в доме с двойным окном.

Ответ. Мишик — в 1-м доме, Жужа – во 2-м, Фифа – в 3-м доме.
Рисунки – различные варианты 3 домиков

Вариант 4.

Рассматриваются 4 героя и 4 дома для них.
Варианты домов составляются из деталей игр.

Игры на развитие речи для младших дошкольников

У детей 3-4 лет быстрее, чем в любом другом возрасте, наполняется активный словарь, улучшается звуковое оформление слов, происходят открытия в значении понятий, более развернутыми становятся фразы, закладывается звуковая культура речи.

Но при этом наиболее характерными являются замена и проглатывание звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (например, сокращение слов: «асипед» вместо «велосипед»), неправильное ударение и другие. Все эти несовершенства временные, но требуют соответствующей тренировки. С детьми этого возраста заниматься развитием речи можно исключительно через игру.

1.«Птичий двор».

Цель: учить произносить 3-4 слога на одном выдохе, тренировать звукоизвлечение, подражать голосам птиц.

Приготовьте игрушки животных: курицы, гуся, петуха, цыпленка. Расскажите историю о том, с кем вы встретились на птичьем дворе, имитируя при этом голоса домашних птиц. Затем, приглашая малыша на птичий двор, показывайте игрушки по очереди и предлагайте ребенку выразительно озвучить путем звукоподражания увиденных птиц: ко-ко-ко; га-га-га; кря-кря-кря; ку-ка-реку; пи-пи-пи и пр.

2.«Понарошку» – игра полезна детям, которые заменяют звуки в словах. Способствует развитию правильного произношения звуков и слов.

Возьмите игрушку-зайчонка или покажите ее на картинке. Спросите ребенка с улыбкой: «Это майка?». Для начала используйте звук-заменитель отличный от того, который употребляет ребенок. Покачайте головой, чтобы ребенок понял игру. «А может, это чайка?» — постарайтесь развеселить малыша дальнейшими версиями. Только затем воспроизведите ошибку ребенка: «Это сайка?». И потом: «Это зайка?».

Как только ребенок поймет смысл игры, не подсказывайте ему, а прислушайтесь, насколько самостоятельно он определяет верный звук. Слова в этом игровом упражнении могут использоваться разные. Обязательно включайте те, произношение которых вызывает у ребенка сложности.

3.«Что может ездить», «Что умеет летать» и аналогичные – игра на вычленение определенного звука в словах и закрепление произношения.

Например, тренировка произношения звука с(сь). Для игры необходимо подобрать картинки с изображением транспорта и предметов, в названии которых есть данный звук. Возможная подборка: санки, стул, самолет, велосипед, сапог, самокат, снегоход, троллейбус, стол, автобус, снежинка и другие. Картинки переворачиваются, чтобы малыш не смог увидеть их сразу. Ребенок берет картинку, озвучивает увиденный предмет и поясняет, может ли он ездить.

Примечание: взрослый должен следить за тем, чтобы дошкольник правильно и выразительно произносил звук с(сь) и отчетливо выговаривал слово с этим звуком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: