Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности

Когда появилось балахнинское кружево

«Балахнинское кружево известно с XVIII века, — говорит Мария Карташова, директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса, с которого мы начали знакомство с городом. — В 1882 году была опубликована первая статья в трудах комиссии по исследованию кустарных промыслов. Автор — Ягодинский, местный исследователь. Он написал, что балахнинскому кружеву более ста лет. Одна из основательниц Мариинской практической школы кружевниц в Санкт-Петербурге и известная исследовательница кружева София Александровна Давыдова опиралась на работы Ягодинского и тоже писала, что это был XVIII век. Мы ориентируемся на эти данные».

Техника плетения

Для создания качественного изделия нужно тщательно и ответственно пройти все стадии создания кружева. Краткий перечень этапов:

  • Самым первым этапом является создание сколка — рисунка будущего изделия. Это очень ответственный процесс, который доверяют только проверенным мастерам своего дела, профессиональным художникам. Рисунок наносится на картон или плотную бумагу точечно с прорисовкой черточек — зигзагов. Бумагу закрепляют на валике. Валик должен быть плотным, чтобы рисунок крепко прилегал, и изделие получалось ровным и красивым. На сколке точками отмечаются места для накалывания булавок.
  • Наматывание нитей (льняных, хлопковых) на коклюшки, при этом они еще и соединяются парами.
  • В отмеченных на сколке местах накалывают булавки. Они располагаются в характерных точках узора, служат каркасом.
  • Когда готовы булавки и нити, мастерица начинает перебрасывать в руках коклюшки с нитями, тем самым оплетая булавки.
  • По мере выполнения рисунка булавки переставляют в другое место.

Важно!
Квалификация мастера должна быть такой, чтобы при взгляде на рисунок (сколок) как на план будущих работ она сразу понимала, сколько потребуется коклюшек, какие техники плетения необходимо применить, будет ли местное утолщение нити. Такой вот инженерный подход необходим для создания уникального узора

Разновидности елецкого кружева

За долгую историю существования елецкое кружево развивалось в разных направлениях и в итоге разделилось на несколько видов. Так, в революционной России были известны такие виды елецкого кружева, как:

  • аршинное;
  • мерное.

Аршинное кружево продавалось аршинами, то есть покупателю отмеряли столько полотна, сколько нужно. Штучное же кружево плелось, как правило, под заказ. Для этого вида кружева изготавливались специальные нитки и коклюшки, из которых плелись:

  • скатерти;
  • покрывала на зеркало;
  • салфетки;
  • одежда.

Еще одна разновидность кружева называлась на французский манер «валансьен» и стала визитной карточкой ельцовского кружева за рубежом. Отличительной особенностью валансьена была технология изготовления. Кружево выполнялось на прозрачном фоне из тонкой тюли, на котором переплетались изящные рисунки.

Также елецкое кружево было принято разграничивать по типу орнамента. В течение столетий мастерицам удалось сохранить старинный тип плетения, включающий два вида орнаментов:

  • растительный;
  • природный.

В растительном орнаменте кружевницы часто изображают растения, свойственные их родному краю. Например, в елецком кружеве популярны разные цветы, веточки, колосья, гречиха.

Природный орнамент состоит из изображений зимних рисунков на окнах, природных светил, фрагментов пейзажа. Иногда для того, чтобы выделить какие-либо элементы, мастерицы плетут их с добавлением более толстой нити, что придает кружеву особое очарование.

Источник фото: eletskruzheva.ru

Что такое вологодское кружево

Вологодским называется разновидность русского кружева, плетенного на коклюшках. Готовое кружево четко можно разделить на основной узор и фон. Основной орнамент (контур) выполняют крупным, делая его плавной формы. Линию ведут непрерывно ровную по ширине на всем кружеве.

Изделие из вологодского кружева

Для изготовления потребуется:

  • подушка-валик;
  • коклюшки (можжевеловые или березовые);
  • булавки;
  • сколок.

К сведению!
Происхождением слово «кружево» обязано глаголам «окружать» и «украшать». Украшали нарядным орнаментом края одежды (например, круглые воротники) или другого изделия. Для плетения используют большое количество нитей, иногда до 100 одновременно. Чаще всего это лен, хлопок, но бывают и уникальные изделия, в которых переплетены шелковые золотые и серебряные нити.

Украшают не только одежду, еще и постельное и столовое белье, дамские сумочки, а также шарфы, броши и косынки. Современные модницы украшают им даже валенки.

История возникновения кружева

Где именно зародилось это ремесло, превратившееся в настоящее искусство, доподлинно неизвестно. Единственное, в чем точно можно быть уверенными, что уже тогда кружево разделялось на две категории: оно могло быть шитым иглой или плетеным на коклюшках – тонких точеных палочках. Кажется, что этот вид декоративно-прикладного искусства – исконно русское ремесло, но на самом деле кружевоплетение пришло в Россию из Европы.

Кружевная работа – очень трудоемкий процесс. Сама технология плетеного кружева, в современном его понимании, возникла еще в XV веке. Тогда изделия представляли собой узкую полоску с геометрическим орнаментом и зубчатым контуром. Такие украшения стоили очень дорого, иногда продавались на вес, и позволить их себе могла только аристократия.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия — коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке — пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие «гвоздики» или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Кружевные полотна машинного производства

Высокая стоимость кружев ручной работы делала их недоступными для большинства ценителей красивой одежды. С приходом эры механизации производство кружев началось в промышленных масштабах.

Первые станки для изготовления кружевного полотна появились во Франции в конце XIX века. С тех пор они неоднократно совершенствовались и модернизировались. В настоящее время это многофункциональные программируемые агрегаты, способные воспроизвести кружевную ткань с любыми узорами, в том числе многоцветными, с добавлением металлизированной нити, приклеенными декоративными элементами. Наиболее яркими представителями машинных кружевных тканей являются ажур и гипюр.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой «П». Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано «П-П-П». Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой «С». Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой — по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано «П-С». Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!

Вяжем вологодское кружево: мастер-класс для начинающих рукодельниц

Первая информация об умелых мастерицах из Вологды относится еще к 16-17 векам, однако как полноценный промысел кружевное дело в этом регионе стало развиваться около 150 лет назад. В это время здесь находились крупные фабрики по кружевоплетению, готовые изделия из которых направлялись прямиком в столичные магазины. Первоначально вологодское кружево считалось необычайно дорогим и использовалось для украшения одежды только аристократии, но позднее оно превратилось в по-настоящему народный промысел. Подробное описание моделей тех лет позволяет воссоздать их и в наше время.

Не угас интерес к вологодскому кружеву и после революции, сменилась лишь тематика изображений. Вместо цветочков и лебедей в узоры стали вплетать изображения серпа и молота и шагающих рабочих. На кружевных фабриках изготавливались в основном небольшие штучные изделия: платки, воротнички, салфетки. В Вологде было открыто специальное ПТУ, специализирующееся исключительно на вологодском кружеве. В середине 20-ого века был основан новый комбинат кружевного дела «Снежинка».

Что необходимо для изготовления вологодского кружева:

1)Специальная плотная подушка, к которой булавками прикалывают заготовку. Подушку традиционно набивают сеном или деревянной стружкой, однако, существует и множество современных наполнителей: начиная от банального синтепона и заканчивая различными утеплителями для теплотрасс.

2)Наволочка для подушки. У подушки обязательно должна быть съемная наволочка белого цвета (лучше даже несколько штук, на замену). Это необходимо для того, чтобы при соприкосновении с тканью белоснежное кружево не пачкалось и не теряло свой внешний вид.

3)Пяльца. Пяльца для вологодского кружева – это совсем не то же самое, что обычные пяльца для вышивания. Они представляют собой скорее раскладывающуюся деревянную опору, на которую и устанавливается подушка перед кружевницей.

4)Коклюшки. В отличие от обыкновенного кружева, вологодское вяжется не крючком, а с помощью специальных деревянных болванок, на которые наматывается пряжа. Коклюшки представляют собой деревянные палочки с особой выемкой для наматывания нити. Обычно в работе используется десять пар коклюшек, однако, у опытных мастериц это количество может быть намного больше. Т. к. коклюшки изготавливаются из натурального материала, за ними нужен особый уход.

5)Дополнительные инструменты – к ним относятся ножницы, тонкий вязальный крючок и наколы (особые деревянные приспособления, необходимые для прокалывания сколка, приклеенного на картон).

6)Нитки для плетения. Традиционно для вологодского кружева используют льняные нитки белого или кремового цвета, но также можно использовать ирисовую или шелковую пряжу.

7)Булавки. С помощью булавок нитки крепятся к подушке. Лучше всего использовать обыкновенные булавки-гвоздики, а не иголочки с шариками на концах. Это связано с тем, что за круглое основание могут цепляться нити, из-за чего возникнет деформация итогового рисунка. Если вы используете булавки в первый раз, их нужно до основания воткнуть в подушку, а затем вытащить. Это делается для того, чтобы очистить металл от возможных загрязнений.

8)Сколок. По своей сути это сами схемы кружева. Его переносят на бумагу или кальку, а затем приклеивают на картонку. Чтобы рисунок случайно не испачкал белое кружево, лучше заклеить его поверхность широким скотчем.

Что украшали кружевами в Средние века

Кружевные оборки обрамляли вырезы декольте, выглядывали из рукавов и использовались для декорирования носовых платков. Однако, несмотря на высокую стоимость, у этих изделий было одно неоспоримое преимущество: просто заменив одни кружева на другие, можно было изменить старый костюм до неузнаваемости и снова носить его, как новый. До первой половины XVII века все изделия привозились из-за рубежа. Все изделия были изготовлены из золотых и серебряных нитей. Но позже более простое льняное кружево полностью вытеснило дорогостоящее золотое. Изготавливали изделия в основном для себя, так как этот вид рукоделия требовал очень много времени и трудовых затрат.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Кружево можно не только сплести, но и нарисовать. Простой узор для сколка сможет нарисовать даже ребенок, главное, объяснить основные принципы.

Для самостоятельной работы лучше начать с простого изделия, например, сделать сколок для квадратной салфетки. Для рисунка нужно взять картон, лучше белый, не очень плотный. Рисовать для новичка лучше простым карандашом, затем обвести черной гелиевой ручкой или чернилами. Сколок делается в натуральную величину будущего изделия. Для начинающих мастеров кружевного дела не лишним будет воспользоваться миллиметровой бумагой, на ней узор можно прорисовать более детально.

Сначала следует нанести на лист линию, которая без пересечений образует непрерывный узор. Потом наносится вторая линия, которая повторяет все изгибы первоначальной. Между ними наносят ломаные линии, повторяющие движение коклюшек, и точки, в которые воткнутся булавки.

Кружево называют замороженной песней. Изящные сплетения нитей образуют лирические и нежные образы, в которых отражается душа создателей. Для создания уникального узора нужны сноровка и многолетний опыт, причем начать плетение никогда не поздно!

Как создаётся кружево

Так создаётся кружево

Кружево плетётся на коклюшках (деревянных палочках). Коклю́шка – деревянная катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева. Верхняя утолщённая часть коклюшки называется головкой коклюшки, затем идёт шейка-катушка и ручка. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом».

Коклюшки могут быть изготовлены из дерева, пластмасс, слоновой кости, но чаще всего они всё-таки деревянные (из берёзы, клёна, бука, ясеня, рябины, яблони и других пород дерева). Коклюшки должны быть гладкими, твёрдыми, прочными и устойчивыми к образованию заусенцев. Размер, форма и вес коклюшек зависят от техники плетения, используемых нитей, а также индивидуальных предпочтений кружевницы.

Коклюшки

Кроме коклюшек, для плетения кружева необходимы другие инструменты: подставка (станок), подушка (валик), рисунок кружевного узора (сколок), булавки.

Станок для кружевоплетения

Для плетения кружев используют хлопчатобумажные, шёлковые, льняные, шерстяные и капроновые нитки. Типичный материал для вологодских кружев – лён, отбеленный или суровый.

Научиться плести кружево достаточно сложно. Сравните, например, плетение кружев с вязанием. При вязании используется всего одна нить, а при плетении кружев – множество нитей, до 60 и больше. Каждая нить наматывается на отдельную коклюшку. Мастерица (её называли «плетея») закрепляет нить на коклюшке, кладёт её себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займёт специально отведённое для неё углубление.

Куфтырь (набитый соломой матерчатый барабан) укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нём и хранится секрет мастерицы – неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаёт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор. А создают узоры художники по кружеву – существует такая редкая специальность.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток. В XVII в. кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Вологда всегда была одним из главных центров русского кружевоплетения, а в XIX в. стала самым знаменитым. Именно тогда мастерицы начали плести узоры в виде нежных звёздочек-снежинок. Вологодское кружево напоминает узоры инея на стекле, которые исчезнут под первыми лучами мартовского солнца. Или похоже на тончайшую паутину, которая порвется от малейшего дуновения ветерка.

В прежние времена невесты сами плели кружева для приданого. К приезду жениха дом украшали кружевными «постилальниками» и особыми полотенцами – «убрусами».

В настоящее время изделия вологодских кружевных фирм очень востребованы. Это удивительное творение фантазии и кропотливого труда никого не оставляет безразличным. Вологодское кружево известно по всему миру своим изяществом, красотой и изысканностью, сложностью плетения и оригинальностью рисунка.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме — это места размещения булавок.

Ручная работа

Их разделяют по технике выполнения или по месту изготовления. Раньше вручную изготавливали даже те кружева, которые сейчас с лёгкостью выполняют машины.

Плетение коклюшками

На специальные палочки из дерева наматывают нити. После этого их перебрасывают с одной стороны на другую. Такие кружева бывают двух видов.

Парный метод позволяет получить длинную мерную полоску. От неё можно отрезать необходимый кусок. Сцепным способом плетут участки рисунка и соединяют их все вместе крючком.

Кружевная ткань, изготавливаемая таким способом — это старинный русский метод, получивший распространение при Петре I. Сейчас он считается самым дорогим.

Шитое кружево

Есть две разновидности таких изделий: игольный способ и хардагнер.

На полотне иглой делают стежки, этот способ похож на вышивку. Раньше из куска материи удаляли некоторые нити и соединяли оставшиеся стежками в определённом порядке. Теперь на тонкой бумаге рисуют узор, листок закрепляют на ткани и делают контур толстой иголкой. Потом заполняется стежками вся внутренняя часть.

Раньше это делали тончайшими льняными нитками, теперь используют разный состав и толщину. Популярностью пользуются вещи из органзы. Распространённый узор – цветочный.

Хардангер

Норвежское кружево на льняной белой ткани. Нити тоже белые, изредка кремовые. Гладью вышивают очертания, после этого маленькими ножницами вырезают определённые участки. Их удаляют пинцетом и разными стежками делают рисунок. Края шьют в самом конце. Этот вид кружева применяется для украшения одежды и домашнего текстиля – постельное бельё или скатерти.

Узелковое кружевное полотно

Делится на два вида: фриволите и макраме.

Фриволите

Французское кружево из нитей, закрученных специальным методом. Для него необходима определённая игла и специальные челноки. Из фриволите делают салфетки, декорируют ими бижутерию, полотенца, покрывала, скатерти, постельное бельё, одежду.

Макраме

Его тоже плетут узелковым способом. Для этого применяются толстые плотные нити, тесьма, бечёвка. Сейчас этой техникой делают шарфы и шали, салфетки, бижутерию, декоративные предметы.

Вязаное кружево

Читайте про: сухой закон непромокаемых тканей

Чаще всего его вяжут крючком. Иногда кружевные изделия делают с помощью спиц. В России такой способ вязки не считается кружевом.

Ирландскую разновидность изготавливают отдельными частями, которые потом объединяют в одно изделие. Раньше это было семейное занятие: каждый отдельно изготавливал листья, цветы, лепестки, трилистник. Затем готовые детали соединяли при использовании сетки.

Вязание крючком позволяет создавать разное кружево в зависимости от длины приспособления. Крючок применяют при вязании на шпильке или вилке. При вязании с планочкой понадобится что-то тонкое и длинное – например, линейка.

Ришелье

Его делают на тончайших видах тканей: муслин, органза, батист, тонкий лён, сетка

На материи вышивают рисунок, после чего осторожно вырезают ткань внутри него. Кружево получается объёмным, так как получается эффект светлых и тёмных нитей

Им украшают домашний текстиль и одежду.

Итальянская ретичелла – наиболее известная и популярная разновидность кружева ришелье.

Плюсы и минусы изделий ручной работы

Положительные качества:

  • изысканность, элегантность, дорогой внешний вид;
  • экологичность, так как применяются только натуральные волокна;
  • гипоаллергенность – на коже не появляются раздражения или покраснения;
  • такие вещи не электризуются;
  • гигиеничность изделий, хорошая воздухопроницаемость.

Отрицательные качества:

  • высокая цена;
  • осторожный и бережный уход.
  • Оно приемлет стирку руками в прохладной или слегка тёплой воде.
  • Изделия нельзя выжимать, надо дать воде немного стечь.
  • Сушат их в расправленном виде в горизонтальном положении.
  • Проглаживать такое кружево можно только через тонкую ткань или марлю.
  • Нельзя гладить вещи с объёмными, рельефными узорами.

Характеристика кружевных тканей

Ткани, состоящие из узоров, — очень своеобразный материал. Выбирая такую ткань, необходимо учитывать информацию о её достоинствах и недостатках.

Какие достоинства имеет кружевное полотно

  • Главным достоинством любого кружева является его красота, благодаря которой кружевными элементами удаётся украсить любую вещь.

  • Отверстия, имеющиеся на узорчатых тканях облегчают наряд, а также имеют практическое применение. Они поддерживают воздушный обмен, пропускают воздух, создают комфортные условия.
  • Современные кружевные ткани (ажурные, гипюровые) сочетают в себе эластичность со способностью сохранять первоначальную форму изделия.
  • Ажур, гипюр и другие аналогичные материалы многофункциональны, имеют широкое применение.

Какие недостатки свойственны кружевным полотнам

Характерной особенностью кружевных материалов является их прозрачность

Это свойство часто становится недостатком одежды из кружевной ткани, так как во время носки она требует дополнительных чехлов.
Красивые узорчатые изделия нуждаются в аккуратном и осторожном обращении, потому что иначе отдельные элементы узоров рвутся.

Элементы узора

Самый главный узор вологодского кружева — снежинка. Возможно, что именно эти символы вологодской зимы легли в основу кружевной росписи, которую воспроизводят мастера.

Очень часто в работе используют природные, растительные узоры. Когда кружева выполнялись по заказу, кружевница старалась изготовить изделие со смыслом, используя соответствующий узор.

Узор с дубовыми листьями означал защиту, укреплял здоровье. Узор в виде колоска привлекал к владельцу кружева достаток и успех.

Оперение птиц также служит отличной моделью для украшения: лебедь означает целомудрие, чистоту; птица феникс приносит удачу; павлин часто появлялся на кружевах по заказу знатных особ.

Геометрические узоры, священные храмы, фигуры всадников и девушек в кокошниках, животные (кошки, собаки, олени) — все, что окружает человека, становится узором.

В советское время на кружевах появлялись самолеты, тракторы, космические аппараты. Для пропаганды советского строя использовались даже такие изящные вещи. Очень удачное решение, поскольку вологодские кружева пользовались популярностью во всем мире.

Применение изящного материала

Чтобы вспомнить все возможные варианты использования ажурного полотна, придется постараться. Чаще всего оно применяется при создании одежды для женщин и детей – свадебных и вечерних нарядов, повседневных блузок, рубашек и кофточек, нижнего белья, чулок, шарфов и многого другого.

Хорошо подходит кружево для оформления отдельных декоративных элементов, например, манжет или воротничков.

Нельзя забывать и о более бытовом применении кружева – любые предметы домашнего текстиля, оформленные кружевом, обретают особое изящество и стиль. Наиболее часто декорируют ажуром скатерти, салфетки, занавески, полотенца, постельное белье.

Видовое разнообразие

Ажурный материал отражает традиции и мастерство кружевниц, способствует самовыражению и подчеркивает индивидуальность.

Французское кружево

Материал стал широко применяться благодаря Екатерине Медичи, которая надела кружевной свадебный наряд. Она ввела моду на орнамент ретичелла. Французское кружево все так же популярно, является атрибутом показов одежды pret-a-porte.

Кружева Алансонии

Мастерицы нормандской провинции создали кружево, признанное наследием ЮНЕСКО. Его плетут на основе тончайшей сетчатой ткани, на шестигранные ячейки которой наносится вручную цветочный рисунок и растительный орнамент. Контуры узора оформляются конским волосом. Технология очень трудоемкая, ведь на 1 см2 ажурного полотна нужно затратить почти 5 часов. Современное производство использует машинное плетение.

Ирландское кружево

Такие изделия отличаются изящной красотой и неповторимостью. Используется ручная техника, основанная на создании отдельных элементов (листиков, лепестков). Потом они соединяются в цельное полотно с помощью крючка. В работе участвует несколько мастериц. Чаще всего это семейное производство.

Бобинное (коклюшки) кружево

Такой вид плетения появился во Фламандии, одной из провинций Бельгии в конце XVIII века. Техника считается слишком трудоемкой и не получила широкого распространения. Ажурное полотно стало символом региона и охотно приобретается туристами. Кроме того, живописцы используют его в своем творчестве.

Акцент делается на растительный принт, а нити подбираются разного размера. Рисунок наносится на бумагу и заполняется сразу несколькими нитями, которые фиксируются накручиванием на коклюшку. Контур отмечается булавками (сколками). Потом заготовка переносится на подушку, которая соответствует размеру изделия. Нити фиксируются, а количество коклюшек в процессе работы убывает или прибавляется. По завершении кружевоплетения снимаются бобины и булавки.

Полученное на коклюшках кружево различают:

  • численное с геометрическим рисунком. Получается количеством переплетений, когда нет подготовленной схемы;
  • парное – узор и фон плетутся одновременно с преобладанием геометрических элементов.
  • сцепное – фрагменты рисунка напоминают тесемки, которые потом соединяются «сцепками» или «решётками» с помощью крючка. Здесь больше растительных мотивов.

Для парного и сцепного кружева используется рисунок, наколотый на картоне. Точки узора отмечают булавками, которые оплетаются нитями и формируют орнамент.

Шантильи

Название связано с городком, где работали мастерицы, создавшие уникальное кружево. Популярным оно стало еще в эпоху Наполеона. Это черные кружева, признанные классикой с узором решеткой. Техника плетения применяется для отделки пелерин и шалей, накидок и зонтиков. Шиком считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Шантильи ценился королевскими особами.

Гипюр

Появился в Венеции. Применяется при создании одежды, для украшения мебели и интерьера. Классифицируется на несколько видов: на сетке, классический, стрейч, трикотажный.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Как правильно ухаживать за изделиями из кружевных полотен

За такими изделиями необходимо правильно ухаживать. В противном случае их можно легко повредить.


Кружевной веер

При этом рекомендуется соблюдение следующих правил:

  • Нужно стирать руками с аккуратностью. Если требуется воспользоваться стиральной машиной, то надо установить режим деликатной стирки.
  • Желательно не использовать стиральный порошок, а предпочесть жидкое моющее средство.
  • Дорогое и редкое кружевное изделие стоит отдать в химчистку.
  • Если кружевная ткань была повреждена, лучше всего это сможет исправить профессионал.
  • Даже при кратком выкручивании нужно быть аккуратным. Рекомендуется перед этим завернуть изделие в простыню.
  • Сушить его нужно без использования прищепок. Желательно аккуратно разложить его на ровной поверхности.

Салфетка При соблюдении указанных правил это изделие прослужит еще много лет.

Молодое поколение и балахнинское кружево

Среди молодых почти нет кружевниц. Сейчас балахнинским кружевом занимается только Елена Белова — которую в мимолетных разговорах упоминали в каждой локации нашего маршрута. И мы, конечно, напросились к ней в гости. Елене еще нет двадцати пяти, но зато за плечами уже хороший опыт. Плести она начала еще лет в десять — занималась в кружке, который тогда вела в городе Галина Котова. Позже одна знакомая, бывший директор местного музея, посоветовала поступить в петербургскую Высшую школу народных искусств, что Елена и сделала. С гордостью она рассказывает нам про свою дипломную работу — красное кружевное платье, которое осталось в музее ВШНИ. Макет изделия был отрисован вручную — каждый раз, когда в него вносились корректировки (а их было много), набросок размером в натуральную величину приходилось переделывать. После утверждения макета нужно было сплести все части и сшить между собой. На производство ушло примерно полтора года. Из Санкт-Петербурга Елена вернулась — и стала вести кружок в местной библиотеке. На данный момент кружевница в декретном отпуске, но у нее уже есть планы на будущее — как минимум освоить графические программы, чтобы больше не рисовать макеты от руки. Это сильно ускорит работу. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: