Журнал «история: факты и символы»

Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?

Народные промыслы и ремесла – это прикладные виды искусства, которые складывались усилиями мастеров нескольких поколений. Мастерство передавали «из рук в руки» отцы сыновьям, а матери дочерям.

Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Для создания использовались природные материалы: дерево, глина, кость и другие. Приемы и способы художественной обработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особый стиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, его представление добре и зле, связанные с историей народа.

Видео презентация для дошкольников:

Картинки:

Различно происхождение промыслов. Зарождение одних связано с бытом крестьян, изготовлением праздничных и повседневных предметов: вышивка, узорное ткачество. Другие промыслы берут начало от деревенских ремесел: плотничество, гончарство. Некоторые появлялись благодаря заказам: великоустюжская чернь, холмогорская резьба.

Многие промыслы стали визитной карточкой России, а кустарное производство перешло на промышленную основу. Мастера получают поддержку от государства и продолжают развивать свое дело.

Художественное ремесло

Художественное ремесло — культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, тканей и т. д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественные изделия. Профессиональный опыт художественного ремесла складывался путем открытия наиболее эффективных в эстетическом смысле приемов и техники художественной обработки материала, доведения ее до совершенства. Этот опыт накапливался веками, передавался из поколения в поколение. В старину по художественному ремеслу судили о благосостоянии страны и общем уровне её культуры. Мастера Древней Руси и западноевропейского средневековья делились по профессиям, в рамках которых обладали универсальным умением применять различные приемы художественной обработки того или иного материала. Так, золотых и серебряных дел мастера владели приемами ковки, литья, чеканки, филиграни, гравировки, чернения по серебру, эмальерным делом. Они специализировались по видам изделий (оружие, книжные оклады, ювелирные украшения и т. д.). Подобного рода специализация имела место в гончарном ремесле, ткачестве, художественном шитье и т. д. В Древнем Киеве, например, было 60 различных ремесленных профессий. По социальному положению ремесленники делились на вотчинных, работавших при княжеском дворе, и монастырских, на городских и посадских. Первые работали по заказу тщательно и долго, достигая высочайшего совершенства и искусности в работе. Посадское художественное ремесло получило отражение в творчестве городских мастеров, связанных с рынком. У них вырабатывалось умение экономными средствами достигать художественного эффекта, приближающего изделие к дорогим образцам. Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла. Творчески создавалась каждая вещь. Артистизм мастера высоко ценился; принадлежность к разряду мастеров определялась умением совершенно выполнить самое трудное художественное изделие. На Руси существовали ремесленные корпорации, организованные по типу западных цехов. Их деятельность регулировалась особыми правилами и законами. Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло, каждой страны сохраняло свою национальную самобытность и в то же время отражало развитие мировых стилей. Художественное ремесло правомерно называть и декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотделимо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и художественные направления России, конечно, не в полном составе дошли до наших времен. Многие из них пережили войны, революции, этапы вытеснения ручного творчества фабричным производствам, оказывались на грани вымирания, но остались живы. Иногда, благодаря подвигам конкретных людей, которые буквально в одиночку проносили народное достояние через лихолетье, запреты и всякое отсутствие поддержки.

Почему это так важно? Утрата традиций – это не сброс балласта. Это всегда отрыв от корней и собственной идентичности, что порой чревато потерей лица нации

Часто кажется, что старинные традиции запросто заменит новый культурный продукт. Но по прошествии времени оказывается, что этот продукт был суррогатом, не имеющим подлинной ценности.

Вспомните, как много мировых мастеров черпали вдохновение в народном искусстве. От «Русских сезонов» до европейских трактовок русской росписи – примеров очень много. Орнамент, цвета, мотивы, узоры, гармония, колористика композиции позволяют снова и снова использовать их для создания современных художественных изделий, для переосмысления. На основе традиционных ремесел будут появляться новые, полезные дню сегодняшнему.

Эта связь поколений и в культурном контексте очень важна, без нее не будет фундамента для строительства нового искусства и творчества. Российский народный художественный продукт приходится по душе многим иностранцам – они приходят в восторг от хохломы и гжели, искренне восхищаются матрешками и танцу цветов на платках. Потому что они видят чистоту творчества, размах мысли, интуитивно точный выбор цвета и формы

И, что особенно важно, они видят в этом национальную идентичность, что во времена глобализма (подростки на улице Москвы и Нью-Йорка уже выглядят одинаково) особенно важно

Хлудневская игрушка

Гончарный промысел существует в деревне Хлуднево Калужской области с 16-го века. Издавна для изготовления посуды использовались местные глины, из которых женщины лепили свистульки, громатушки, гудушки и различные фигуры.

Основной сюжет хлудневской глиняной игрушки — древо жизни, которое изготовляет в качестве оберега. Различные композиции его с животными, птицами и людьми наполнены определенным смыслом. Старые мастерицы также придумали сочетать в одной фигурке сразу 2 и более сюжетов, добавляя юмора и веселья. Такие «перевертыши», своего рода головоломки, делятся на несколько видов в зависимости от того, надо ли поворачивать игрушку, чтобы увидеть второй ее смысл.

Другая оригинальная находка среди хлудневских фигурок — «мокрый соловей» в виде небольшого горшочка со свистком, соловьиный звук из которого можно получить, только налив воды. Современные мастерицы по-прежнему живут в деревне и вручную делают игрушки в соответствии со всеми традициями и национальным стилем.

Аннотация

Статья посвящена истории становления и развития известного в России народного художественного промысла – Елецким кружевам. Автор прослеживает эволюцию художественных средств, которые использовали художники кружев на разных этапах его развития, выявляет имена художников и мастеров, внесших вклад в развитие промысла, определяет значение елецкого искусства кружевоплетения в отечественной художественной культуре.

История елецкого кружева охватывает несколько столетий, хотя первые достоверные ее свидетельства – письменные источники и датированные произведения – относятся лишь ко второй половине XIX в. Бурно развиваясь на протяжении XIX столетия, кружевоплетение в Елецком уезде Орловской губернии к началу XX в. получило широкое распространение. При этом на рубеже веков сохранялись разные формы развития народного искусства – как домашнее ремесло, так и промысел, ориентированный на потребности города. Связи между производителями кружева и потребителями осуществлялись через гигантскую сеть перекупщиков, в зависимость к которым попадали кружевницы. В целях быстрого заработка резко снизилось качество изделий. В этот период в качестве противовеса скупщикам были организованы кустарные склады, частные кружевные школы, которые существенно изменили положение кружевниц и состояние промысла. В советский период (1918-1999 гг.) и в XXI в. художники и мастера елецкого кружева сохранили традиционную технологию плетения, своеобразный характер узоров, благодаря чему елецкие кружева всегда узнаваемы среди прочих кружевных центров. Однако под влиянием различных факторов экономики, идеологии, культуры в развитии елецкого промысла происходили сложные процессы, во многом нивелировавшие уникальные черты своеобразия местных кружев. И только благодаря деятельности талантливых художников, их тесному взаимодействию с ВДНХ, НИИХП, участию в многочисленных международных и Всероссийских выставках елецкое кружево получило широчайшую известность.

Ключевые слова и фразы: Елец, Елецкие кружева, Орловская губерния, народные художественные промыслы.

Кружевные хитросплетения в русской глубинке

В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.

Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.

В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.

Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.

Народные художественные промыслы

Народные художественные промыслы (народное ремесло) — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Работа может выполняться на ткани, дереве, цветных металлах, бумаге и т. д. Обычно термин применим к вещам, которые имеют не только эстетическую ценность, но и находят практическое применение.

Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта. В разных регионах и областях, у разных народов искусства и культуры различались, следовательно, различались и их ремесла. Как и народное искусство, народное ремесло нередко зависело от религиозных, культурных, и иногда даже политических убеждений.

Многие рукодельные изделия создаются из природных или близких к природным материалов, но многие модернисты также используют необычные элементы и конструкции, например, промышленные детали и механизмы.

Изделия считаются народным ремеслом до тех пор, пока процесс их изготовления не ставится на поток (массовое изготовления фабричного типа).

Поскольку ручная работа и подобного рода ремесло развивает интеллект и разного рода навыки, иногда в учебные процессы школ и институтов вводят специальные задания по созданию чего-либо. Для изготовления многих изделий нужны определённые навыки, но, как правило, научиться ремеслу может каждый. Многие виды ремесла становятся популярными уже спустя некоторое время после появления, иногда — нет.

Самые известные промыслы России

Многие народные художественные промыслы России снискали мировую известность. Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами. Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции.

Павлопосадские платки

Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове (в наши дни Павловский Посад) в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей.

Выглядели они точно так же, как сейчас:

Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба. Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов (георгин, роз, и других). Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы.

Хохломская посуда

В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии.

Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи. Так появляется эффект матовости и уникальный медово-золотой цвет. В наши дни хохломской росписью занимаются в двух центрах – в г. Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник».

Жостовские подносы

Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень.

Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней.

Дымковская игрушка

Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково (ныне окрестность г. Кирова) имеет многовековую историю.

В начале 20 века промысел едва не прекратил свое существование. Оставалась только одна мастерица – Анна Мерзина. После революции дымковскую игрушку восстановили, и она перешла под крыло Союза художников, где находится и сегодня. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовали модельеры одежды. Он был задействован в создании многих художественных произведений и на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.

Вологодское кружево

Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей – достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века.

В нынешнем виде вологодский промысел появился в 19 веке. Кружевоплетение было организовано в мастерских при усадьбах, где над ним работало 40 000 мастериц. Затем в 1928 году появилась профессионально-техническая школа и в 1930 году Вологодский кружевной союз. Сегодня действует объединение «Снежинка», организованное в 1960 году. Здесь сохранены старинные технологии, изготавливаются уникальные кружева по эскизам художников для выставок, а также обычные кружевные занавеси, покрывала и салфетки.

Разновидности елецкого кружева

За долгую историю существования елецкое кружево развивалось в разных направлениях и в итоге разделилось на несколько видов. Так, в революционной России были известны такие виды елецкого кружева, как:

  • аршинное;
  • мерное.

Аршинное кружево продавалось аршинами, то есть покупателю отмеряли столько полотна, сколько нужно. Штучное же кружево плелось, как правило, под заказ. Для этого вида кружева изготавливались специальные нитки и коклюшки, из которых плелись:

  • скатерти;
  • покрывала на зеркало;
  • салфетки;
  • одежда.

Еще одна разновидность кружева называлась на французский манер «валансьен» и стала визитной карточкой ельцовского кружева за рубежом. Отличительной особенностью валансьена была технология изготовления. Кружево выполнялось на прозрачном фоне из тонкой тюли, на котором переплетались изящные рисунки.

Также елецкое кружево было принято разграничивать по типу орнамента. В течение столетий мастерицам удалось сохранить старинный тип плетения, включающий два вида орнаментов:

  • растительный;
  • природный.

В растительном орнаменте кружевницы часто изображают растения, свойственные их родному краю. Например, в елецком кружеве популярны разные цветы, веточки, колосья, гречиха.

Природный орнамент состоит из изображений зимних рисунков на окнах, природных светил, фрагментов пейзажа. Иногда для того, чтобы выделить какие-либо элементы, мастерицы плетут их с добавлением более толстой нити, что придает кружеву особое очарование.

Источник фото: eletskruzheva.ru

Костромское кружево

В конце XVIII в. в городе Галиче Костромской губернии уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, и с особой манерой исполнения. Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой. Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой. Оно предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.

Конец XVIII в., Костромская губерния, г. Галич

Кружевоплетение Солигалича тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.
Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам.

Кадниковское кружево (Вологодская губерния)

В отдаленных районах на северо-западе Кадниковского уезда Вологодской губернии плели плотное кружево с густой решеткой, с упругими завитками «кудрявой» скани. В окрестностях города Кадникова кружево было более ажурным, широким, с красивыми решетками необычного рисунка. Вполне возможно, что оно пришло в крестьянское искусство из помещичьих кружевных мастерских – девичьих, где в первой половине XIX века сотни крепостных мастериц плели тонкое кружево для белья и украшения одежды.
К сожалению, такое кружево почти не сохранилось, оно исчезло вместе с «дворянскими гнездами».

Зато крестьянское кадниковское кружево на рубахах и полотенцах, юбках и подзорах убедительно показывает, сколь мощным был пласт местной художественной культуры, кадниковское кружево – не просто разновидность вологодского кружева. Оно включает в себя целый ряд самобытных очагов, имеющих собственные традиции плетения, узоры и фактуру кружева. Именно в окрестностях города Кадникова сохранились до начала XX века уникальные орнаменты многопарного кружева, которые в других центрах уже были утрачены.


Деталь подола женской рубахи. Конец XIX века.
Кадниковский уезд Вологодской губернии.Государственный Русский музей

В Русском музее Кадниковское кружево XIX — начала XX в. представлено красочными женскими юбками и подолами рубах, в которых широкие полосы многопарного кружева крупного четкого рисунка сочетаются с яркими гарусными ткаными проставками. Наряду с геометрическим орнаментом, в нем встречаются условные изображения птиц, двуглавых орлов, выделенные толстой льняной или шерстяной сканью на фоне мелкой простой решетки. Кадниковское кружево плели для членов своей семьи, а не на продажу, и оно до начала ХХ в. сохранило характер крестьянского искусства и независимость от влияний моды.

Филимоновская игрушка

Промысел глиняной игрушки появился в середине 16-го в. в Тульской области в Одоевском районе, где местные гончары занимались изготовлением посуды, печных труб и домашней утвари. Для производства использовали местную глину, которая после обжига становилась светло-терракотовой. Пока мужчины трудились над серьезными работами, женщины и дети лепили игрушки, используя пластичную глину «синику», которая затем становилась белой. Последние мастерицы, которые смогли восстановить данное производство, проживали в деревне Филимоново, за что и было дано ему название.

В 20 в. производство это продолжалось, дополнившись не только одиночными фигурками людей и зверей, но и многофигурными композициями, которые успешно покупали домовладельцы для любования и коллекционеры.

Основные категории филимоновской игрушки:

  • люди: барыни, солдаты, всадники, гармонист и т.д.;
  • животные: собака, кошка, лиса, олень, конь, корова;
  • птицы: павлин, петух, курица и утка;
  • композиции (всего более 50): тройка, чаепитие, карусель, Георгий со змеем, на лавочке и др.

К стилистическим особенностями относятся: вытянутые пропорции (длинные шеи) и 3-цветный орнамент с изображением геометрический фигур. Роспись делается анилиновыми красками на лаке. В орнаменте доминируют красные и зеленые полосы, солнце, елочки, решетки, которые наносятся по белому или желтому фону.

Техника изготовления

Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.

Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.

История русской глиняной игрушки

Первые такие фигурки, найденные на территории России, датируются 2-м тысячелетием до н.э., эпохой бронзы. Это маленькие копии посуды, глиняные топорики, погремушки, свистульки в виде животных. Процесс их изготовления состоял из лепки и обжига, часто древние мастера украшали фигурки росписью или глазурью.

Своего расцвета производство глиняных свистулек и игрушек достигло в 17-18-м вв. Зажиточные семьи могли заказывать более дорогие изделия. Известно, что царь Алексей Михайлович и императрица Екатерина Первая покупали для царской семьи игрушки на ярмарке «Москва на торгу», о чем имеются записи в книге расходов. Это были фигурки коров, оленей, баранов, лебедей, петухов, уток, детей и даже целый город вместе с солдатами.

В 18-19-м вв. глиняные расписные игрушки уже стали доступны и пользовались большим спросом у простого люда. Именно тогда сформировались и дошедшие до нашего времени центры по производству таких изделий в Дымково, Абашево, Каргополе, Филимоново, Скопине и др.

Производство глиняной игрушки в России тесно связано с другими художественными ремеслами: гончарством, резьбой и росписью изделий из дерева, камня и металла, с искусством вышивки и создания кружев. В них используются общие изобразительные принципы и приемы построения декоративной отделки, художественные мотивы.

Когда появились кружева

Хотя нельзя назвать точную дату «изобретения», наиболее вероятно, возникло в начале 16-го века. Известно, что открытые тканые ткани и тонкие сетки, которые имели плетенный эффект, существовали на протяжении веков, но их методы не способствовали тем, которые были разработаны для великих европейских шнурков.

Елецкое кружево славится по всему миру

Франция не является родиной плетения, но именно эта страна подарила миру разнообразные техники плетения и сделала ажур синонимом роскоши и изысканного вкуса. Сегодня именно французское кружево часто украшает модные наряды звезд и общественных деятелей всего мира.

Вслед за Италией и Бельгией Франция становится третьим европейским государством, в котором рождаются высокие стандарты и традиции кружевоплетения. В 16 веке кружевная мода во Франции стала очень стабильной благодаря королеве Екатерине и Марии Медичи. Оба они были итальянцами и из своей страны привозили любовь к кружевам. Екатерина даже пригласила из Италии художника по имени Винчиоло, который создает большую коллекцию кружевных узоров, на тот момент существовавших в мире.

Именно Италия, как родина кружева, поставляла во Францию тонкое плетение с модным тогда орнаментом Марокко. Конечно, стоило такое кружево баснословно дорого и было доступно только самым богатым французам.

Яркость и изящество

Искусство города Городца

Сюжетной росписью славится город Городец Нижегородской области, где возник еще один известный народный художественный промысел — городецкая роспись. Это настоящие картины, персонажей которых хочется получше рассмотреть. Все образы имеют определённый характер. Достаточно лишь взгляда, чтобы почувствовать настроение, которое хотел передать мастер.

В конце прошлого века городецкие умельцы украшали такой росписью прялки, мебель, игрушки, шкатулки. Художники писали сценки из городской и сельской жизни: чаепитие или гуляния, посиделки или охоту. Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность, определенные детали мастер мог тщательно и не прорисовывать, но старался выявить что-то особенное в каждом персонаже.

Многие дома в Городце украшены затейливыми орнаментами и выразительными образами. Эта традиция пришла с корабельной резьбы времен Петра Великого. Благодаря глухой объемной резьбе цветы и травы словно оживали вместе с невиданными животными, в том числе со сказочными львами.

На домах горожан заметна богатая фантазия мастеров. Красивые и тонко сделанные рисунки изображали листья, виноградную лозу, ягоды. Все детали и символы были осмыслены мастером. Они дарили ощущение тепла и уюта, являлись солярными охранными знаками.

Художественные ремесла и промыслы продолжают свое развитие. В век технического прогресса предметы, созданные человеческими руками, приобретают особую ценность. Такой труд основан на знаниях и культуре своего народа, на понимании его опыта и души.

Где можно увидеть процесс создания изделий?

Многие народные промыслы России живы по сей день. Старинными ремеслами продолжают заниматься дети мастеров и рукодельниц. В таких местах особая аура, которая переносит на десятки и сотни лет назад. В них стекаются туристы, проводятся экскурсии для взрослых и детей.

  • Слобода Дымково. Чтобы увидеть процесс создания глиняных изделий, в Дымково лучше приехать на летних каникулах или в начале осени. Весной здесь случаются паводки, отчего слободу называют «вятской Венецией». Здесь проводятся фестивали, конкурсы и мастер-классы по лепке и росписи игрушек.
  • Село Коровино. Здесь мастера гончарного промысла изготавливают керамику по старинным технологиям. Сначала глина хранится в специальных ямах, потом «зреет» на солнце. Наконец, к ней добавляют воду и замешивают «глиняное тесто». Лепят в основном посуду. Изделия сушат, обжигают в печи и украшают глазурью. Гости села могут увидеть весь процесс своими глазами, и при желании, попробовать себя в гончарном деле.
  • Деревня Жостово. Небольшая деревушка находится неподалеку от подмосковного города Мытищи. В ней все напоминает о старинном промысле. Даже дорожные указатели и таблички на зданиях сделаны в виде знаменитых «цветущих» металлических подносов. Здесь можно вживую понаблюдать за работой художника, посмотреть выставку, и даже украсить металлические заготовки самому.

Центры народных промыслов центральной России – таблица

География центральной Россия разнообразна. Поэтому здесь сосредоточились самые различные народные промыслы. Таблица:

Название промысла Центр Изделия
Гжельская керамика Московская обл., с. Гжель Керамическая посуда с синей росписью по белому фону
Богородская резьба Московская обл., п. Богородское Резные деревянные игрушки на темы сказок
Дымковская игрушка Кировская обл., г. Киров Расписная глиняная игрушка-свистулька
Торжокское золотое шитье Тверская обл., г. Торжок Вышивка золотыми и серебряными нитями предметов одежды
Жостовская роспись Московская обл., с. Жостово Металлические подносы с росписью (цветы, фрукты)
Палехская миниатюра Ивановская обл., с. Палех Лаковая миниатюра из папье-маше
Хохломская роспись Нижегородская обл., с. Семино Деревянная посуда с золотой росписью на черном и красном фоне
Городецкая роспись Нижегородская обл., г. Городец Декоративные панно, детская мебель, игрушки, деревянная посуда
Ростовская финифть Ярославская обл., г. Ростов Медальоны, ювелирные украшения, столовая посуда с художественной эмалью
Павлопосадский платок Московская обл., г. Павловский Посад Шерстяные шали и платки с объемным цветочным рисунком

Музеи народных промыслов России

В каждом центре народного промысла России действуют музеи с удивительными экспонатами. Некоторые из них располагаются на базе старинных фабрик.

  • В Вологде на Кремлевской площади в 2010 году открылся Музей кружева, где представлены больше 500 образцов, рассказывающих о зарождении и развитии традиционного промысла Вологодчины. Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в музее кружевной фирмы «Снежинка» и в музее-заповеднике в Вологде.
  • В Оренбурге расположен первый частный музей «Гильдия Пуховниц». В нем собрана большая и эксклюзивная коллекция оренбургских пуховых платков ручной работы – визитной карточки Оренбургского края.
  • В г. Туле стоит посетить музей Тульского пряника. Сразу после открытия он стал невероятно популярен не только у горожан, но и жителей других городов и стран. Старинное лакомство имеет свои традиции и историю. В музее представлены старинные формы для пряников, пряник, размером с полтинник, и гигантский пудовый. Туристы могут продегустировать тульский пряник с чаем и приобрести его в качестве сувенира.
  • В г. Москве находится уникальный музей народной игрушки «Забавушка». В нем представлено больше тысячи экспонатов из разных уголков России (40 традиционных центров ремесла). Детям на экскурсии разрешается трогать игрушки руками, играть с ними, как делали это предки 100 лет назад.

Увидеть все разом образцы народных промыслов и ремесел России можно в Московском областном музее в с. Федоскино. В нем представлены подлинные предметы крестьянского быта России 19-20 вв.: тканные, деревянные, скобяные, гончарные изделия. Среди декоративных промыслов Хохломская, Семеновская, Жостовская, Мезенская, Тагильская, Городецкая, Гуслицкая, Кудринская, Владимирская, Пермогорская, Борецкая росписи, изделия Ленинградского фарфорового завода, завода Гжель, Дымковская игрушка, Скопинская керамика, Тульские самовары и мозаичные работы в технике «Маркетри».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: