Шелкография как способ печати

Особенности шелкографии (трафаретной печати)

Шелкография включает несколько этапов:
1. Создаётся макет будущего рисунка на компьютере.
2. С помощью сетчатого трафарета (отдельный трафарет для каждого цвета), натянутого на раму и специальных чернил, на футболку методом надавливания наносится изображение. Каждый трафарет при этом размещается на крутящемся карусельном станке и по очереди соприкасается с тканью.
3. Футболки сушатся в тоннельных камерах.

Достоинства шелкографии:

  • быстрое нанесение рисунка;
  • возможность использовать трафарет многократно;
  • хорошее качество изображения;
  • футболки выпускаются большими партиями и стоят недорого.

Недостатки:

  • сложный процесс подготовки трафаретов;
  • малое количество цветов и ограничения по детализации;
  • меньшая долговечность рисунка в сравнении с прямой печатью;
  • нельзя изменить нанесённый рисунок;
  • ткань на месте принта перестаёт быть «дышащей».

Принцип технологии печати методом шелкографии

Нанесение шелкографии представляет собой способ осуществления печати, при каком краска остается на поверхности (ткани, пластмассе, картоне и т.д.) при помощи продавливания по трафарету через специальную сетку, которая имеет большое количество мельчайших ячеек. При этом, единственным требованием, предъявляемым к поверхности, на которой в дальнейшем будет находиться печать, это его максимальная толщина – до 50 мкм.

Шелкография на одежде выполняется с последовательным осуществлением таких операций (в промышленных масштабах):

  • Изготовление макета;
  • Цветовыделение;
  • Вывод пленок – таким образом изготавливают отдельный макет для нанесения каждого отдельного цвета;
  • Изготовление трафаретов, при помощи которых и будет наноситься печать на ткань, установка его на печатном станке (для каждого отдельного цвета будет отдельная форма);
  • Непосредственно сам процесс нанесения рисунка;
  • Сушка промежуточная, которая выполняет предварительную подготовку ткани к заключительному этапу;
  • Окончательная сушка, которая обезвоживает и закрепляет слой краски, после которого футболку или любую другую одежду можно использовать по назначению – носить, стирать, гладить и т.д.

Отдельно стоит отметить, что, как и к большинству изделий из ткани и, особенно, с нанесением рисунка, к готовым футболкам предъявляются некоторые требования, соблюдение которых обеспечивает долговечность нанесенной печати. О таких особенностях стоит непосредственно предупреждать покупателей, чтобы неправильная эксплуатация впоследствии не приводила к жалобам на плохое качество:

  • Стирку лучше производить руками. Если такое действие осуществлять при помощи стиральной машинки, то только на щадящем режиме;
  • Использовать одежду или стирать ее сразу после процесса пропечатывания не рекомендуется – лучшим вариантом будет выждать в течение суток, когда краска уже окончательно закрепится на ткани и опасность повредить ее исчезнет;
  • Глажку подобных изделий лучше всего производить на среднем режиме, поскольку соприкосновение со слишком горячей поверхностью может несколько испортить нанесенное изображение.

Третий этап. Сушка

На завершающем этапе окрашенную ткань отправляют в специальную сушильную камеру. На оборудовании устанавливается определенный температурный режим и время работы. Параметры определяются индивидуально, исходя из материала изделия, состава краски, толщины принта и так далее.

Основные преимущества технологии

Шелкография получила широкое распространение. И это благодаря тому, что она позволяет получить оттиск высокого качества. Изображение четкое и яркое

Что немаловажно, оно не деформируется под воздействием негативных факторов и сохраняет свой первоначальный вид на протяжении длительного времени

Метод является универсальным. Он подходит для работы с самыми разнообразными материалами. Это ткань, бумага, керамика, кожа и многое другое.

Шелкотрафаретная печать оставляет возможность дополнительной обработки изделий. Их можно ламинировать, лакировать и так далее. Постпечатная обработка хороша тем, что она улучшает эксплуатационные и эстетические качества изделий.

Также нет ограничений при выборе красящих материалов. Доступны все цвета и оттенки. Можно использовать даже краски с эффектами, например металлизированные или с глиттером, чтобы создавать необычные изделия. У метода практически нет никаких ограничений в плане дизайна.

• Выбираем водонагреватель• Цифровая печать полиграфии• Apple решила отказаться от системы блокировки экрана после ремонта в неавторизованных сервисных центрах• Индукционная плита экономит время и энергию• Garmin – гаджеты для тех, кто всегда в движении• Видеодомофон Slinex GL-08N• Последствия попадания охлаждающей жидкости в блок цилиндров• Чехол для смартфона как надежная защита от повреждений• Расходные материалы от Холмикс• Печать на ткани: популярные технологии и их особенности• Подбираем видеокамеры для магазинов и кафе• Подготовка своего iPhone к продаже• Ремонт iPhone• О широкоформатной печати• Профессиональный ремонт элитной бытовой техники Kuppersbusch• Как работает микроволновая печь• Планшетные принтеры и их возможности.

Шелкография технология. Текстильная трафаретная печать

Печать происходит на карусельных станках. В печатающих головках крепятся печатные формы, а на столы надеваются футболки. Краска продавливается через трафарет с помощью ракеля. На ручных станках печатаем первый цвет на всех надетых на столы футболках, затем второй цвет и т.д. На автоматических станках печать происходит одновременно на всех печатающих головках.

На фото: ручной карусельный станок для печати на футбоках

Когда же требуется действительно хорошая производительность, используются автоматические текстильные карусельные станки.

На фото: автоматический карусельный станок для печати на футболках

По направлению вращения столов устанавливается промежуточная сушилка — «подсушка». На ручном станке она размещается таким образом, чтобы подсушивать краску на одном столе, в то время, пока печатник печатает на другом. Используется она, когда не печатают «влажным-по-влажному», то есть, практически всегда. На автоматическом станке устанавливается, как правило, вместо печатающей головки.

На фото: промежуточные сушилки — «подсушки» используются при многоцветной печати

После того, как напечатан последний цвет, футболку снимают со стола и пропускают через туннельную конвейерную сушилку для окончательной сушки. Если производительность не нужна, то для окончательной сушки можно использовать промежуточную сушилку (плюс: заметная экономия средств, минус: существенная потеря производительности — в несколько раз).

Термотрансферная печать пленками флок, флекс

Технология нанесения аналогична предыдущему методу Полноцветной термотрансферной печати, но сам трансфер вырезается с помощью режущего плоттера из специальных полимерных пленок. Затем его «вплавляют» под прессом в ткань, что создает очень стойкое и яркое изображение. Флекс — гладкая пленка, флок — пленка с «бархатной» поверхностью.

правильной эксплуатации

Недостаток этого метода — нанесение возможно только в один цвет (или несколько цветов рядом, на достаточном расстоянии друг на друга). Этим способом трудно напечатать мелкие детали (их трудно вырезать). Количество цветов пленок ограничено — около 10 основных цветов, в том числе под золото и серебро.

Почему именно шелкография?

Выбирая любой вид бизнеса для возможности получения хорошего дохода, необходимо осознавать, какие положительные стороны он имеет. В предпринимательской деятельности, связанной с нанесением печати методом шелкографии, имеются такие явные плюсы:

  1. Конечная продукция, получаемая после нанесения печати, на данный момент пользуется большим спросом среди покупателей.
  2. Шелкография на футболках обеспечивает хорошее качество нанесенного рисунка, а также его долговечность по сравнению с другими видами и способами печати.
  3. Технология шелкографии достаточно проста и позволяет осуществлять нанесение рисунка даже в домашних условиях, что, как следствие, убирает такую значительную статью расходов, как на оплату аренды помещения;
  4. Подобный метод печати позволяет наносить изображения на различные ткани, в связи с чем ассортимент выпускаемой цехом продукции может постоянно расширяться и изменяться, ориентируясь на потребительский спрос и модные тенденции.
  5. Возможность нанесения на футболку или другую ткань изображения, состоящего из нескольких цветов.
  6. Высокое качество печати. Одежда, рисунок или изображение на которой нанесен таким способом, отличается более высоким спросом у клиентов, поскольку даже после большого количества стирок принт остается все таким же красочным и ярким.
  7. В процессе развития бизнеса имеется возможно выпускать продукцию в том количестве, которое вы считаете нужным, для привлечения клиентов на первых порах. В дальнейшем, по опыту уже работающих цехов, целесообразнее применять изготовление шелкографии на заказ – такой способ практически полностью убирает перерасход сырья и простои готовой продукции.
  8. Обладая достаточными средствами, можно купить оборудование для шелкографии в любой специализированной фирме, каких сейчас достаточное количество. В то же время, в самом начале работы, имея не такое уж большое количество средств, вполне реально изготовить станок своими руками в домашних условиях.
  9. Стоимость шелкографии несколько выше, по сравнению с другими типами печати, но при этом высокое качество изделий обеспечивает постоянно растущий спрос на такие изделия.
  10. Невысокая цена расходных материалов, а также их доступность для покупки практически в любой точке Российской Федерации.
  11. Сравнительно небольшой уровень конкуренции – такой вид бизнеса только набирает обороты и при достаточном количестве усилий возможно достичь хорошего уровня дохода и составить конкуренцию уже работающим фирмам и организациям.
  12. Метод шелкографии позволяет наносить рисунок на разнообразное количество материалов. В связи с таким фактом в дальнейшем, при желании расширить свое производство, можно выпускать и другую продукцию, такую как:
  • Рекламная продукция коммерческого рода (визитки, конверты, фирменные бланки);
  • Наклейки, которые печатаются на самоклеющейся пленке или бумаге (с последующей возможностью их нанесения на любые твердые поверхности из различного материала);
  • На мелкие сувенирные товары (зажигалки, брелоки и т.д.);
  • Упаковку из картонного материала;
  • Пакеты из полиэтилена.

Такой фактор еще может и являться своеобразным преимуществом в том случае, если вы решите полностью отказаться от печати на футболках и одежде и перепрофилироваться на выпуск такой продукции.

Шаг 3. Печать методом шелкография

Трафаретное нанесение возможно практически на любых поверхностях: ткани, металлы, стекло, дерево, пластмассы, бумага и многое другое!

Существуют два основным варианта: прямая шелкография и с применением промежуточного носителя, когда картинка сначала переносится на бумагу, а затем на изделие.

Немаловажным фактом является возможность печати на рельефной и цилиндрической поверхности, реализовывать это позволяет толстый слой нанесения (до 0,1 мм).

Шелкография на стакане

Рассмотрим сам процесс шелкографии:

Пучок краски наносится на трафарет и движением ракеля продавливается через форму, оставляя краску на изделии.

После этого принт сушиться в специальным феном или иным оборудованием.

Казалось бы, все очень просто, но сделать качественный и ровный принт сложно, необходим опыт, чувство нажатия ракеля и правильно подбор краски для данного материала.

Шелкография технология. Трафаретная печатная форма

Технология шелкографии подразумевает, прежде всего, изготовление трафаретной печатной формы. Для изготовления, как правило используют алюминиевые жёсткие рамы.

Гораздо реже используют рамы-роллеры и деревянные рамы. Первые в силу относительной дороговизны, а вторые, деревянные рамы — самый экономичный вариант, но не самый лучший.

С помощью натяжных устройств растягивается специальная сетка из полиэстра или нержавеющей стали, затем сетку в растянутом состоянии приклеивают к раме.

На видео: показан процесс натяжения сетки на высококлассном натяжном устройстве SAATI TOP12.

Существуют также более простые и более дешёвые механические натяжные устройства. Некоторые печатники используют в качестве натяжных устройств рамы-роллеры, хотя они для этого и не предназначены. Если же их использовать по прямому назначению, то отсутствует необходимость в отдельном натяжном устройстве и клее.

На видео: процесс натяжения сетки на раме-роллер

После того, как сетка натянута и приклеена к раме, используя вещества, которые попадают под общее название «химия», сетку шерохуют и обезжиривают.

Наносим фоточувствительный слой — это фотоэмульсии или капиллярные плёнки.

В ракель-кювету наливают фотоэмульсию и наносят её с двух сторон сетки.

На видео: нанесение эмульсии с помощью ракель-кюветы.

Далее сушим на стеллажах или в специализированных сушилках.

На фото: сушильный шкаф для трафаретных печатных форм

При большой загрузке трафаретного участка используют сушильные шкафы, в которых помещается несколько стеллажей.

Следующий этап технологии трафаретной печати (шелкографии)- экспонирование. Экспонирование с цветоделённых плёнок происходит в экспозиционных устройствах с вакуумным прижимом, как правило, контактным способом.

На фото: экспозиционное устройство с точечным источником света

После экспонирования — проявка. Незасвеченные участки фотослоя растворяются в воде, засвеченные остаются на сетке. Проявка происходит на стендах, имеющих подсветку и не допускающих разбрызгивания.

На видео: показан процесс подготовки сетки перед нанесением фотоэмульсии, нанесение фотоэмульсии, сушка, экспонирование и проявка.

Трафаретная печатная форма готова. Количество печатных форм = количеству плёнок = количеству красок, которыми будет печататься дизайн. Необходимо отметить, что в большинстве случаев, трафарет можно удалить с сетки и нанести фотослой заново — т.е. изготовить новый трафарет (процесс называется «регенерация»).

На фото: так выглядит трафарет при увеличении

Из-за особенностей используемого оборудования печать разделяют на текстильную и графическую.

Шелкография и другие технологии

Конечно, техника шелкографии не является единственной – кроме нее распространены еще как минимум четыре альтернативных способа переноса изображения на ткань или другой материал. При этом нельзя сказать, что какой-то способ применяется более широко, а какой-то менее – просто у каждого есть плюсы и минусы, определяющие ограничение метода. Сравним шелкографию с четырьмя важнейшими альтернативными технологиями:

  • Шелкография и прямая печать. Первый способ имеет больше возможностей для печати спецэффектов, позволяет использовать фирменные пантоны, выгоден для тиражей от 50 штук. Второй способ требует минимальной подготовки для печати, поэтому выгоден для изготовления маленьких тиражей, позволяет делать тиражи с переменными данными, возможна печать по швам и молниям, отлично передает детали в полноцветных принтах.
  • Шелкография и флекс-пленки. Отличие термического переноса (термотрансфера) и шелкографии в том, что в первом случае используют специальную флекс-пленку, изображение на которой вырезается с помощью плоттера, а затем переносится на изделие под действием температуры. Такой принт позволяет недорого изготавливать вещи с персонализацией, но имеет свои ограничения по толщине линий и цветовому охвату).
  • Шелкография и сублимация. При сублимации краска проникает в изделие, не нарушая структуру ткани. В сублимации не используются белые чернила, поэтому такой способ подходит только для белых или очень светлых тканей из синтетики – именно в этом основная разница между таким способом и шелкографией. Альтернативный метод проще в подготовке макета и удобен даже для заказа из одного экземпляра, но при больших партиях трафаретная печать выйдет дешевле. Да и трафарет подходит для любых материалов.

Специалисты в области полиграфии считают, что в будущем метод шелкографии продолжит набирать популярность.

Шаг 2. Создание трафарета

Принт переносится на трафаретную сетку экспонированием, это значит, что через форму будет проходить свет.

Рассмотрим данный процесс подробно. Трафаретная сетка натягивается на рамку:

Натяжение сетки на рамку

Далее на всю поверхность сетки наносится эмульсия (все это делается в темной комнате, чтобы вся эмульсия не засветилась). Последний шаг: изображение кладется на сетку, прикрывается стеклом и засвечивается мощной лампой:

Через 40 минут засвечивания рамка тщательно промывается, все, что было пол принтом смывается и получается форма, через которую будет продавливаться краска:

Полноцветная термотрансферная печать

В данной технологии изображение наносится с помощью промежуточного носителя (трансфера), при нагревании в термопрессе. Мы используем две разновидности полноцветных термотрансферов:

  1. пластизолевые — изготавливаются методом прямой печати пластизолевыми красками на специальной бумаге — подложке
  2. принтерные — цифровая печать водными чернилами на специальных подложках.

Второй способ выгоден при малых тиражах. Кроме того, цифровая печать может давать более качественные полноцветные изображения (например, цветные фотографии).

Стойкость нанесения цветным термотрансфером ниже, чем других видов печати, но при соблюдении Правил эксплуатации
идеально прослужит два — три сезона.

Сфера применения шелкографии

Шелкографию применяют для воспроизведения изображений и текстов на различных материалах в полиграфии и производстве широкого спектра изделий: от мелких сувениров и одежды до сложных электрических приборов. Технологию реализуют непосредственно на производстве вещей и на отдельных специализированных предприятиях. Вот основные направления:

Широкоформатная печать. Обычно это плоские изделия размером более 100*140 см, рекламного или информационно-коммерческого характера. Наиболее популярные примеры – дорожные знаки и указатели, перетяжки, афиши, баннеры, плакаты, крупные мешки и пакеты, гофрированная тара, вывески, элементы наружной рекламы.

Малоформатная печать. Изготовление плоских предметов из пластика, бумаги, картона, полимерной пленки, как правило, для коммерческих целей. Таким способом делают этикетки, рекламные листовки, брошюры и буклеты, всевозможные наклейки, упаковки, коробки и пакеты, а также различную представительскую продукцию: папки, фирменные бланки, конверты, открытки, визитки, таблички на двери кабинетов и т. п.

Индустриальная печать

Еще одно важное направление коммерческой шелкографии. Оно включает нанесение надписей, маркировок и изображений на промышленную продукцию: приборные панели и шкалы, клавиатуры, печатные платы, различные готовые изделия, например, резисторы или батарейки

Трафаретной печатью также наносят надписи и корпоративную символику на всевозможные бирки и шильды.

Декоративная шелкография. Изготовление сувенирной продукции: кружек, ручек, часов, зажигалок, брелоков, флешек, чехлов для мобильных телефонов, канцелярских товаров. Другой вариант – отделка посуды на производстве, брендирование кружек, бокалов и т. д. Важное направление – печать логотипов на футболках, кепках, куртках, отделка парусов и парашютов, изготовление флагов, вымпелов, шейных платков и пр.

Оборудование для печати на футболках

Выбор оборудования зависит от технологии. Для сублимационной потребуется принтер:

  • ручной — прост в эксплуатации, стоит недорого, подойдет для домашнего использования/небольших тиражей, стоимость — от 35 000 рублей;
  • полуавтоматический — предусматривается возможность просушивания футболки во время промежуточной стадии процесса, стоимость — от 60 000 рублей;
  • автоматический — трудозатраты минимальны, все процессы отлажены, скорость печати высокая, стоимость — от 150 000 рублей.

Для термоаппликации потребуется цифровой/струйный принтер и термопресс. В домашних условиях его можно заменить утюгом.

При термотрансфере используются:

  • ПК/ноутбук с графическим редактором;
  • принтер и сканер;
  • сублимационный пресс — вертикально-откидной (недорогой, простой в эксплуатации) или поворотный.

Для прямой цифровой печати нужен струйный принтер.

Цифровой принтер для печати на тканях

Как происходит цифровая печать на футболках можно посмотреть на этом видео:

Трафаретная печать и ее возможности

Трафаретная печать — это уникальный метод полиграфии с помощью которого изготавливают по-настоящему эксклюзивные вещи. Раньше в процессе печати применялась шёлковая сетка, которая выступала в качестве трафарета. Эта сетка накладывалась на предмет, а краска, проникая внутрь, оставляла тот или иной рисунок. Отсюда и пошло второе название метода — шелкография. Но прогресс не стоит на месте и теперь шелк в печати не используется. Сам же принцип остался без изменений.

Шелкография применяется для печати не только на ткани, но и на стекле, бумаге, картоне, фарфоре, керамике. С помощью трафаретной печати можно получать как большие тиражи, состоящие из двадцати тысяч экземпляров продукции, так и вещи, выполненные в единственном экземпляре.

Для того чтобы получить устойчивый и насыщенный рисунок, теперь применяется сетка-экран, разделенная на непроницаемые и сквозные зоны. Благодаря этому каждый рисунок отличается долговечностью, износостойкостью и превосходным качеством.
Впервые появившись в США еще в тридцатых годах прошлого столетия, метод трафаретной печати изменялся и совершенствовался. В результате этого на обычном офсетном оттиске теперь получают невероятные визуальные и даже тактильные комбинации.

Возможности шелкографии:

    • Дает насыщенные и яркие рисунки;
    • Печать воспроизводится на любых элементах;
    • Создается иллюзия реальности, так как картинки получаются объемными;
    • Является одной из самых низкозатратных и высокодоходных технологий в производстве крупноформатной рекламы;
    • Позволяет получить рисунки, устойчивые к солнечным лучам, перепадам температур и к влаге;
    • Помимо обычных красок, в шелкографии широко применяются металлизированные, флуоресцентные и даже полупрозрачные виды красок, позволяющие получать небывалые ранее спецэффекты.

Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что шелкография находится накануне революционного переворота. Уже сейчас появляются новые виды печатного оборудования, которые значительно снижают время печати. Кроме этого, уже сегодня появились комбинированные машины, которые могут объединять шелкографию с другими методами нанесения рисунка.

Приступаем к работе

Сначала проверьте, хватит ли размера сетки для рамки. Натягивайте ее плотно, чтобы не осталось неровностей и рисунок не исказился. Но не переусердствуйте, чтобы не порвать. Затем используйте степлер или старый добрый молоток. Интервал между скобками (либо гвоздями) – от 2.5 до 5 см. В конце обрежьте излишки сетки.

Далее – работа с эмульсией. Откройте ее в темной комнате, при свете красной лампы (как при проявке фотопленки). Разбавьте сенсибилизатор водой, затем добавьте его в эмульсию. Равномерно нанесите полученную смесь на сетку, не оставляя «чистых» мест, иначе качество рисунка пострадает. Затем эмульсия будет высыхать в течение получаса.

История метода шелкографии

Шелкография – один из самых древних методов нанесения изображения на ткань. Ее история начинается еще в первобытные времена – это подтверждают археологические раскопки. Впервые такой способ появился на территории нынешнего Ливана.

Впрочем, в странах Восточной Азии это искусство действительно процветало. В Японии, к примеру, с помощью трафаретной печати украшали одежды и доспехи самураев. Сетку тогда делали из человеческих волос. Именно оттуда примерно в 14 веке технология проникла в Индию, а далее к 16 веку – в Европу, где постепенно развивалась несколько столетий. В 1750 году во Франции начали выпускать обои с рисунком, который наносили через трафарет.

С тех пор метод стремительно распространялся по Европе и США. В 1907 году в Манчестере был получен патент на применение в качестве сетки шелковой ткани, что и дало название «шелкография». В первой половине 20 века технологию стали применять для печати на самых разных материалах, например, стекле, а в 1955 году она проникла в полиграфию. С тех пор способ продолжает совершенствоваться, технологических ограничений становится меньше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все своими руками
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: